пн-вс 9.00-18.00

Как выбрать велосипед?

Велосипед — наиболее доступное средство передвижения, которое помогает держать себя в форме, улучшает здоровье, повышает стрессоустойчивость и уменьшает риск развития хронических заболеваний. Велосипед не нужно заправлять, его обслуживание недорогое, а в час пик на нём можно объехать пробки и обойтись без длительного поиска парковочного места. 

Какой велосипед лучше выбрать для себя и на что обращать внимание при покупке - расскажем в этой статье.

Типы велосипедов: классификация и особенности.

Несмотря на многообразие мира велосипедов, все их можно классифицировать по нескольким типам: горные, городские, дорожные, шоссейные, bmx, подростковые и детские. Рассмотрим их более подробно.

1. Горные велосипеды. Пожалуй, это самый популярный и распространенный тип велосипедов.

Горные велосипеды рассчитаны на езду по холмистой местности, созданы преодолевать труднопроходимое бездорожье и разные препятствия. Посадка на горных велосипедах спортивная. Всё сделано так, чтобы вес тела был равномерно распределен между рулем и сидением - спина будет слегка изогнута, а руки вытянуты. Покрышки на колёсах бугристые с грязевым протектором, сконструированные для лучшего сцепления на практически любых поверхностях. У них мощные тормоза, в которых используются мотоциклетные диски, а более дорогие аппараты оснащены подвеской с обоих концов для лучшего контроля над ухабистой почвой. При движении будет ощущаться вибрации и шум, а также необходимо будет прикладывать больше усилий. Если значительная часть ваших поездок приходится на асфальтированные дороги, рациональней будет присмотреться к городским или дорожным велосипедам.

2. Городские велосипеды. Безукоризненно выполняют свою работу на коротких дистанциях по ровным городским дорожкам.

Самое привлекательное в этом велосипеде - это простота. Посадка на большинстве городских велосипедов сделана такой, чтобы ваша спина отдыхала и вы получали удовольствие от езды - мягкие, удобные сидения, специальные ручки руля, безопасные педали, регулируемая высота и наклон руля. Велосипед оснащен кожухом над цепью и плоскими педалями, так что на нем можно ездить и в обычной повседневной обуви и одежде. Они также оставляют без внимания выбоины на дорогах, а более прямое положение во время езды дает возможность наблюдать за городским движением. Гладкие покрышки позволяют велосипеду великолепно катиться и экономить ваши силы, но обратите внимание, что скоростей на таких велосипедах нет. Широкое разнообразие видов позволит выбрать велосипед под любые нужды - от складных велосипедов до вальяжных круизеров. Большинство велосипедов уже оборудованы заводскими крыльями, багажниками, корзинами, подножками, защитой цепи, фарами, клаксонами и др.

3. Дорожные велосипеды. Прекрасно подходят для прогулок по городу и редких выездов на природу. 

Мягкое сиденье с амортизатором и дополнительная регулировка руля позволят с комфортом наслаждаться неторопливой ездой по любым дорогам. Сидение на городском велосипеде расположено высоко, что уменьшает напряжение рук, а руль имеет приподнятые кверху рукоятки, что даёт высокую посадку - оптимальную для езды по разным дорогам. На дорожном велосипеде используются покрышки со средней толщиной, что даёт хорошее сцепление с поверхностью дороги. Также они отличаются малым весом и обладают высокой скоростью при наименьших трудозатратах. Дорожный велосипед - это своего рода золотая середина между горным и городским.

4. Шоссейные велосипеды. Предназначены для быстрой езды по очень ровному асфальту. 

Движение по пересечённой местности и разбитым дорогам для них категорически противопоказаны. Спортивная аэродинамическая посадка, узкие накатистые шины и большие передаточные соотношения звездочек позволяют развивать максимальные скорости на дороге. Такие велосипеды обладают легкой прочной рамой, большими и тонкими шинами и рулём формы "бараньи рога" для обеспечения максимально низкой посадки и, как следствие, уменьшения сопротивления ветра - для развития наибольшей скорости при наименьших усилиях. У них низкая рулевая колонка, позволяющая принять действенную и аэродинамическую позу при езде для максимальной скорости. Если кажется, что езда на предельной скорости – это ваше, то смело ищите подходящую модель.

5. Велосипеды BMX. Эти велосипеды с очень прочными рамами и колёсами уменьшенного размера (20” или 24”), они лишены скоростей и амортизаторов, и предназначены для трюков, прыжков, фристайла и агрессивного городского катания. 

Данная модель велосипедов популярны среди подростков, так как они достаточно крепкие и неприхотливые для разучивания трюков. Они компактные и маневренные, поэтому на них намного проще выполнять кручения, сальто и др. Велосипеды обладают специальным упорами по бокам колёс (пеги), а также механизмом, позволяющий вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросов (гиророторный механизм). Данный велосипед подойдёт исключительно тем, кто чувствует интерес к подобному стилю катания.

6. Подростковые и детские велосипеды. Основная градация велосипедов по возрасту и росту детей - от самых маленьких велосипедов с 12" колесами, до подростковых с 24" дюймовыми. Разнообразие моделей велосипедов большое - это может быть уменьшенная копия горного велосипеда или красивого круизера. Велосипеды для детей имеют заниженную раму, мягкую подвеску, у них уменьшена толщина и ширина руля.

На что обратить внимание при покупке велосипеда для ребёнка?

Рама. Для начала пусть ребенок поставит велосипед между ног. Расстояние от паха до рамы должно быть 10-12 см, чтобы при непредвиденном соскальзывания с седра, свести к минимуму возможные травмы и падения. Оптимальное расстояние от руля до переднего края сиденья - длина от локтя до кончиков пальцев ребёнка.

Размер велосипеда. Сидя на седле, ребёнок должен прямой ногой доставать до педали в нижнем положении. В таком положении ребенок не должен сильно изгибаться. Нога не должна задевать коленом руль при кручении педалей. Обязательно должен оставаться запас подъема руля и сидения около 10 - 15 см.

Также необходимо ориентироваться на рост ребенка:

  • для ребенка ростом 80-100 см - размер колеса 12 дюймов;

  • для ребенка ростом 90-110 см - размер колеса 14 дюймов;

  • для ребенка ростом 100-120 см -  размер колеса 16 дюймов;

  • для ребенка ростом 110-130 см -  размер колеса 18 дюймов;

  • для ребенка ростом 120-140 см - размер колеса 20 дюймов;

  • для ребенка ростом 130-150 см - размер колеса 24 дюймов;

  • для ребенка ростом больше 150 см - велосипед для взрослых и размер колеса от 26 дюймов.

Масса велосипеда. Ребёнок должен суметь пронести велосипед в руках на протяжении 20-30 метров без выраженной усталости. При движении велосипед должен резво набирать ход, его масса не должна мешать езде, особенно под горку. Данный пункт не актуален для самых маленьких детей.

Тормоза. Для детей младше 9 лет лучше обратить внимание на модели с ножным тормозом, так как им будет проще разобраться с такой системой, а для ручного тормоза у них ещё может быть недостаточно сил. Для детей старше 9 лет можно смело брать модели велосипедов с ручным тормозом, так как силы уже больше, и они без труда своевременно смогут привести передний тормоз в действие. 

Какой тип велосипеда выбрать ребёнку?

Для начала определите, по какой местности будет кататься ребенок:

  • стандартные катания в городских условиях, во дворе, до учебного заведения, в парке;

  • путешествовать вместе с родителями, совершать длительные прогулки.

В первом случае лучше обратить внимание на городской тип, а во втором - на горный.

Городской тип. подходит для езды по городу. Городские модели комфортны для катания, можно ездить вдвоем, но для экстремальных поездок они не годятся.

Складной велосипед (разновидность городского велосипеда). Очень полезная разновидность, позволяющая значительно экономить пространство при хранении. 

Горный тип. Подходит для активных прогулок за городом, путешествий, отлично справляется с препятствиями. Посадка у такого велосипеда спортивного типа с наклоном спины. Такие вариации хороши для тренировок, разработки мышц ног. Горные велосипеды оснащены передачами.

И ещё несколько важный советов по выбору велосипеда для ребёнка:

  • Не стоит покупать велосипед на вырост, он должен прослужить 2-3 года.

  • Откажитесь от слишком тяжёлых моделей - ребёнку будет тяжело его носить.

  • Обращайте внимание на защиту цепи. Это хоть и увеличит вес велосипеда, за то предотвратит попадание камней, грязи и воды на цепь, продлив срок ее эксплуатации.

  • Большое количество передач не имеет ценности для начинающего велосипедиста, они, наоборот, могут отвлекать и мешать концентрироваться. Велосипед с передачами можно присматривать уже для ребенка старше 9 лет.

  • Недорогие велосипеды делают из стали, что довольно громоздко. Более дорогие рамы изготавливают из алюминия, он прочнее и легче.

  • Так как дети очень активные, недорогие модели не прослужат ребенку долго.

  • Слишком дорогие модели имеют функционал, который может не пригодиться ребенку, а так как дети менее ответственны, внешний вид такого велосипеда в хорошем состоянии сохранится недолго. Лучше всего будет велосипед среднего ценового диапазона.

Как выбрать велосипед по параметрам и на что обращать внимание?

Рама. На неё нужно обращать внимание в первую очередь.

Обратите внимание на материал, из которого сделана несущая конструкция. Чем прочнее рама, тем лучше. Алюминиевая или карбоновая рама делает байк легким, но при этом удорожает его стоимость по сравнению со стальными аналогами.

  • Стальная рама отличается низкой ценой, легкостью ремонта и надёжностью. Из недостатков - большая масса и подверженность коррозии.

  • Алюминиевая рама имеет лёгкий вес и устойчивость к коррозии, но также у неё плохая ремонтопригодность. Золотая середина между весом, прочностью и ценой.

  • Титановая рама имеет лёгкий вес, большую прочность и не ржавеет, однако у неё плохая ремонтопригодность и высокая цена.

  • Карбоновые рамы - это самые дорогие рамы. Они неустойчивы к ударам и другим механическим повреждениям, но все это компенсируется сверхмалыми массами.

  • Рамы из магниевых сплавов. Легкие, достаточно прочные, но в то же время дорогие и подвержены коррозии.

Передняя амортизирующая вилка.

В действительности только пружинно-масляные и воздушно-масляные вилки обеспечивают эффективное гашение вибраций. Единственный недостаток - высокая цена и быстрый износ. Пружинные амортизаторы, устанавливаемые на самых дешевых моделях, по сути, создают только видимость наличия вилки. На переднем амортизаторе должен быть блокиратор хода, который позволит экономить энергию при подъемах в горку и на ровных участках пути. Наличие заднего амортизатора оправдано только на дорогих профессиональных велосипедах, предназначенных для поездок по бездорожью. На дешевых моделях она не выполняет свою гасящую функцию, а лишь усложняет процесс педалирования.

Количество скоростей и переключатели

Классическая система звёзд - 3 спереди и 8 сзади, что дает нам 3х8=24 скорости. Сейчас всё чаще появляются велосипеды с большим числом передач: 3х9, 3х10. В этом есть и плюс и минус: чем больше скоростей, тем проще подобрать нагрузку, но цена на такую систему больше. Подростковые и городские велосипеды, как правило, имеют меньше скоростей, а шоссейные, напротив, больше. В BMX всего одна передача. 

Внимание акцентировать лучше на переключателях передач. Два несомненных лидера - это Shimano и SRAM.

Тормоза

Выбор предстоит делать между ободными (V-brake) и дисковыми (механическими или гидравлическими). 

Ободные - самые простые, устанавливаются на бюджетных велосипедах и хорошо гасят скорость на чистой дороге. Из плюсов: просты в обслуживании, ниже цена, меньше вес. При загрязнении ободов их эффективность сильно снижается, периодически требуют регулировки. 

Дисковые тормоза гасят скорость за счёт сжимания не обода, а диска колеса, поэтому такому типу загрязнения не страшны. Дисковые механические просты в обслуживании и практически не имеют недостатков, за исключением того, что эффект торможения у них ниже, чем у гидравлических, а также они более дорогие и тяжёлые. Дисковые гидравлические считаются лучшими, они имеют хороший отклик при нажатии, настраивать их придётся очень редко. Из недостатков только высокая цена и сложность ремонта.

Колёса 

Обода и покрышки. Обода бывают нескольких типов - одностенные, двойные, тройные. Могут быть усиленными или нет. Одностенные самые дешевые и ненадежные, которые при попадании в крупные выбоины, могут с легкостью деформироваться и привести к отказу ободной тормозной системы. Двойные хорошо держат удар от выбоин в асфальте и каменистых бездорожий. Тройные - самые надёжные и дорогие.

Обода могут быть изготовлены из стали, алюминия или карбона. Стальные самые дешевые и непрочные. Алюминиевые более крепкие и легкие. Карбоновые ещё легче алюминиевых, но выше по стоимости и абсолютно неремонтопригодны.

Чем мощнее протектор на шинах, тем лучшее сцепление со скользкой и грунтовой дорогой. Узкие же колёса с небольшим протектором подходят для скоростного управления.

Итог: подбирайте велосипед исходя из своего образа жизни и тех характеристик, которые для вас наиболее важны. Каждая модель - это своеобразный баланс между стоимостью, прочностью, скоростью и проходимостью. Каждый велосипед хорош на своей трассе и в своём режиме катания, поэтому перед покупкой лучше всего посоветоваться с профессионалом. Удачи в выборе!